воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Кейс 1. Есть ли жизнь без Википедии?

Противоречивость общественного прогресса












С чего начинается ответ на любой, поставленный кем бы то ни было вопрос? Наверное, в первую очередь надо сообщить читателям/слушателям, что именно стало предметом столь бурного обсуждения и что он из себя представляет. Не буду отходить от традиции и сразу скажу, что далее речь пойдет о всеми известной Википедии. А вот на вопрос «Что такое Википедия?» даст ответ ни кто иной как сама Википедия.


Раз уж здесь без труда удалось найти даже эти данные, остается только гадать, какой еще информацией готова поделиться с нами свободная общедоступная многоязычная универсальная (!) энциклопедия, которая стала другом для миллионов школьников, студентов и просто-напросто стремящихся к знаниям людей. Казалось бы, кругом одни плюсы и Википедия лишь ускоряет процесс прогрессирования во всех областях общественной жизни. Но так ли это на самом деле? Проведя небольшой эксперимент, заключающийся в прочтении и сопоставлении отзывов о Википедии, я выяснила, что противоречия по этому поводу все-таки существуют и их количество растет. Как минимум стоит привести в пример 25 августа 2015 года, когда сайт был заблокирован на несколько часов из-за публикации запрещенной согласно закону статьи. В чем же дело? Попробуем подкрасться к этому вопросу с обществоведческой стороны, опираясь на противоречивость общественного прогресса.

Для начала, бесспорно, стоит вспомнить 10 класс, а именно – понятие общественного прогресса.  Общественный прогресс – это развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию. Пока что все сходится. Википедия как раз позиционирует себя как безмерный поток знаний: миллионы проиллюстрированных статей доступны всем без исключения. Стоит только перейти по одной ссылке, как волей-неволей откроется вторая, третья, четвертая вкладки. Да, с этим не поспорить. Самый ленивый ученик проводит за компьютером дни напролет, перескакивая с одной статьи на другую, а его родители не могут нарадоваться, мол, развивается ребенок. Прогресс на лицо, казалось бы. Но раз уж мы встряхнули в памяти определение общественного прогресса, не стоит забывать об его противоречиях. Например, прогрессивные сдвиги могут иметь как положительные, так и отрицательные результаты. Рассмотрим ту же ситуацию уже с немного другой стороны. А вдруг этот самый ученик, перейдя по очередной ссылке, совершенно случайно наткнется на статью о приготовлении наркотического вещества, где в подробностях написано, что и как делать. Да, Роскомнадзор по решению суда направил операторам ссылку на эту статью для блокировки, но даже несмотря на это, сайт, как мы видим, продолжает работу в обычном режиме. Где тут положительные результаты? Где благоприятное влияние, оказанное интернет-энциклопедией?


Рассмотрим еще одно противоречие общественного прогресса, которое невозможно обойти стороной, - ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей. На этот раз доказательством послужит не Википедия, а всем известный и типичный, но, на мой взгляд, самый наглядный исторический пример. СССР в 20—30-е гг. двадцатого века переживал период перехода из аграрной страны в индустриальную. По этой причине ускоренными темпами происходили механизация сельского хозяйства, повышение уровня грамотности населения, а также СССР в краткие сроки вышел на первое место в Европе по объемам промышленного производства. Но существует и обратная сторона медали: бесконечное множество людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, оставшихся без места проживания и миллионы репрессированных, запуганных жителей, находящихся под тотальным контролем властей.


В выбранном мною кейсе был поставлен вопрос: "Есть ли жизнь без Википедии?". Таким образом, взвесив все за и против, но не без доли сомнения, я могу сказать, что да, жизнь без Википедии все-таки есть. Она появилась лишь в 2001 году и своим появлением многое облегчила и упростила, но, несмотря на это, жизнь на Земле в 1998, 1999, 2000 тоже существовала, ведь так?

Источники:

  1. http://www.openclass.ru/node/70104
  2. goo.gl/RTaVcm
  3. http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/societyknowledge/937/
  4. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень

Комментариев нет:

Отправить комментарий